Приложение 3.16
к ОПОП-П по специальности
44.02.01 Дошкольное образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«СГ.01 История России»
2023 г.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«СГ.01 История России»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «СГ.01. История России» является обязательной частью
социально-гуманитарного цикла ОПОП-П в соответствии с ФГОС СПО по специальности
44.02.01 Дошкольное образование.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК01, ОК02, ОК04,
ОК04, ОК05, ОК 06, ОК09.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения
и знания
Коды
ОК, ПК
ОК 01,
ОК 02,
ОК 03,
ОК 04,
ОК 05,
ОК 06,
ОК 09
Дисциплинарные результаты
Умения
Знания
отражать понимание России в
основные периоды истории
мировых политических и социально- Российского государства, ключевые
экономических процессах XX - социально-экономические
начала XXI века, знание достижений процессы, а также даты важнейших
страны и ее народа; умение событий отечественной истории;
характеризовать
историческое
имена
героев
Первой
значение Российской революции, мировой, Гражданской, Великой
Гражданской
войны,
Новой Отечественной войн, исторических
экономической
политики, личностей, внесших значительный
индустриализации
и вклад в социально-экономическое,
коллективизации
в
СССР, политическое и культурное развитие
решающую роль СССР в победе над России в XX – начале XXI века;
нацизмом,
значение
советских
ключевые события, основные
научно-технологических
успехов, даты и этапы истории России и мира
освоения
космоса;
понимание в XX – начале XXI века;
причин и следствий распада СССР, выдающихся
деятелей
возрождения Российской Федерации отечественной
и
всемирной
как
мировой
державы, истории; важнейших достижений
воссоединения Крыма с Россией, культуры, ценностных ориентиров;
специальной военной операции на
Украине и других важнейших
событий XX – начала XXI века;
особенности развития культуры
народов СССР (России);
составлять
описание
основные этапы эволюции
(реконструкцию) в
устной
и внешней политики России, роль и
письменной форме исторических место России в общемировом
событий,
явлений,
процессов пространстве;
истории родного края, истории
основные
тенденции
и
России и всемирной истории XX - явления в культуре; роль науки,
начала XXI века и их участников, культуры и религии в сохранении и
образа жизни людей и его изменения укреплении
национальных
и
в Новейшую эпоху; формулировать государственных традиций;
и обосновывать собственную точку
Россия накануне Первой
зрения (версию, оценку) с опорой на мировой войны. Ход военных
фактический материал, в том числе действий.
Власть,
общество,
используя источники разных типов; экономика, культура. Предпосылки
революции;
выявлять
существенные
Февральская революция 1917
черты
исторических
событий, года. Двоевластие. Октябрьская
явлений,
процессов; революция. Первые преобразования
систематизировать
историческую большевиков. Гражданская война и
информацию в соответствии с интервенция. Политика «военного
заданными критериями; сравнивать коммунизма». Общество, культура в
изученные исторические события, годы революций и Гражданской
явления, процессы;
войны;
осуществлять с соблюдением
Нэп. Образование СССР.
правил
информационной СССР в годы нэпа. «Великий
безопасности поиск исторической перелом».
Индустриализация,
информации по истории России и коллективизация,
культурная
зарубежных стран XX – начала XXI революция. Первые Пятилетки.
века в справочной литературе, сети Политический строй и репрессии.
Интернет, СМИ для решения Внешняя
политика
СССР.
познавательных задач; оценивать Укрепление Обороноспособности;
полноту
и
достоверность
информации с точки зрения ее
соответствия
исторической
действительности;
анализировать
текстовые,
Великая
Отечественная
визуальные источники исторической война 1941-1945 годы: причины,
информации,
в
том
числе силы сторон, основные операции.
исторические
карты/схемы,
по Государство и общество в годы
истории России и зарубежных стран войны,
массовый
героизм
XX – начала XXI века; сопоставлять советского народа, единство фронта
информацию, представленную в и тыла, человек на войне.
различных
источниках; Нацистский оккупационный режим,
формализовать
историческую зверства
захватчиков.
информацию в виде таблиц, схем, Освободительная миссия Красной
графиков, диаграмм;
Армии. Победа над Японией.
Решающий вклад СССР в Великую
Победу. Защита памяти о Великой
Победе;
защищать
историческую
СССР в 1945-1991 годы.
правду, не допускать умаления Экономические
развитие
и
подвига
народа
при
защите реформы.
Отечества, готовность давать отпор
фальсификациям
российской
истории;
демонстрировать патриотизм, Политическая система «развитого
Развитие
науки,
гражданственность, уважение к социализма».
своему
Отечеству
— образования, культуры. «Холодная
многонациональному Российскому война» и внешняя политика. СССР и
государству, в соответствии с мировая социалистическая система.
распада
Советского
идеями взаимопонимания, согласия Причины
и мира между людьми и народами, в Союза;
духе демократических ценностей
современного общества;
анализировать, характеризовать и
сравнивать исторические события,
явления, процессы с древнейших
времен до настоящего времени;
– причинно-следственные,
пространственные
связи
исторических событий, явлений,
процессов с древнейших времен до
настоящего времени.
Российская Федерация в 19922022 годы. Становление новой
России. Возрождение Российской
Федерации как великой державы в
XXI веке. Экономическая и
социальная
модернизация.
Культурное
пространство
и
повседневная жизнь. Укрепление
обороноспособности.
Воссоединение с Крымом и
Севастополем.
Специальная
военная операция. Место России в
современном мире;
роли
России
в
мировых
политических
и
социальноэкономических
процессах
с
древнейших времен до настоящего
времени.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в часах
Объем образовательной программы учебной дисциплины
80
в т.ч. в форме практической подготовки
44
в т. ч.:
теоретическое обучение
36
практические занятия (если предусмотрено)
36
Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация
0
8
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
1
Тема 1. Россия –
великая наша
держава
Тема 2. Александр
Невский как
спаситель Руси
Содержание учебного материала и формы организации
деятельности обучающихся
2
Содержание
1. Гимн России. Становление духовных основ России. Место и роль
России в мировом сообществе. Содружество народов России и единство
российской цивилизации. Пространство России и его геополитическое,
экономическое и культурное значение. Российские инновации и
устремленность в будущее.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
1.
Историк С.М.Соловьев, характеризуя природу Руси и ее влияние
на историю, отмечал, что «природа страны имеет важное значение в
истории по тому влиянию, какое оказывает она на народный характер».
Подтвердите это высказывание историка конкретными примерами. Какие
особенности имеет характер русского человека? Только ли природа
страны оказала влияние на формирование характера русского человека?
2. По мнению историка В.О.Ключевского, колонизационные процессы
составляют «географический стержень российской истории, ее основной
факт». Объясните, как колонизационные процессы повлияли на
социально-экономическое и политическое развитие России?
Содержание
Выбор союзников Даниилом Галицким. Александр Ярославович. Невская
битва и Ледовое побоище. Столкновение двух христианских течений:
православие и католичество. Любечский съезд. Русь и Орда. Отношение
Александра с Ордой.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
1. Можно ли считать, что татаро-монгольское иго было более
«предпочтительно» для Руси, чем возможное господство немецких
Объем, акад. ч / в
том числе
в форме
практической
подготовки, акад.
ч
3
4/2
2
2
Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4
ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04, ОК 05,
ОК 06, ОК 09
ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04, ОК 05,
ОК 06, ОК 09
2
4/2
2
2
2
ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 05, ОК 06,
ОК 09
ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 05, ОК 06,
ОК 09
феодалов? Что общего между влиянием, оказанным теми и другими
агрессорами на развитие захваченных ими русских территорий?
2. Систематизируйте данные известных Вам источников о героизме
русских людей в противоборстве с монголами в 1237—1242 гг. Изложите
эти материалы письменно.
Проследите изменения в чертах национального сознания русского
человека в период нашествия и ига Золотой Орды.
Тема 3. Смута и её
Содержание
преодоление
Династический кризис и причины Смутного времени. Избрание
государей посредством народного голосования. Столкновение с
иностранными захватчиками и зарождение гражданско-патриотической
идентичности в ходе 1-2 народного ополчений.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
1. Какие существовали альтернативы развития высшей политической
власти в начале века? Почему после Смуты эта альтернативность была,
по существу, исчерпана?
2. Какие факторы способствовали, а какие препятствовали выходу России
из Смуты?
Тема 4. Волим под
Содержание
царя восточного,
Взаимоотношения России и Польши. Вопросы национальной и
православного
культурной идентичности приграничных княжеств западной и южной
Руси (Запорожское казачество). Борьба за свободу под руководством
Богдана Хмельницкого. Земский собор 1653 г. и Переяславская Рада 1654
г.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
1. Опишите последовательность политических и правовых процедур,
которые привели к присоединению Украины к России.
2. Используя дополнительные источники и интернет-ресурсы, докажите
добровольность вхождения Украины в состав России в 1654 г. Результаты
оформите в виде короткого эссе.
Тема 5. Пётр
Содержание
Великий. Строитель Взаимодействие Петра I с европейскими державами (северная война,
великой империи
прутские походы). Формирование нового курса развития России:
западноориентированный подход. Россия – империя. Социальные,
4/2
2
2
ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 05, ОК 06,
ОК 09
ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 05, ОК 06,
ОК 09
2
4/2
ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04, ОК 05,
ОК 06, ОК 09
2
2
ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04, ОК 05,
ОК 06, ОК 09
2
4/2
2
ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04, ОК 05,
ОК 06, ОК 09
экономические и политические изменения в стране. Строительство
великой империи: цена и результаты.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
1. Проследите воздействие реформ Петра на изменение социального
статуса, образа жизни и сознания различных социальных групп.
2.
Протоиерей Александр Шменман в 1954 г. писал: «Спор о
значении, об оценке петровской реформы есть основной русский спор…».
Как вы понимаете это высказывание. Согласны ли вы с этим мнением.
Аргументируйте свой ответ.
Тема 6.
Содержание
Отторженная
Просвещённый абсолютизм в России. Положение Российской империи в
возвратих
мировом порядке: русско-турецкие войны (присоединение Крыма),
разделы Речи Посполитой. Расцвет культуры Российской империи и её
значение в мире. Строительство городов в Северном Причерноморье.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
1. Какой период российской истории XVIII в. Вы назвали бы периодом
расцвета отечественной культуры? Почему? С чем он был связан?
2. Сравните (желательно в форме таблицы) деятельность Петра I и
Екатерины II. Найдите черты сходства и различия.
Тема 7. Крымская Содержание
война – «Пиррова «Восточный вопрос». Положение держав в восточной Европе. Курс
победа Европы»
императора Николая I. Расстановка сил перед Крымской войной. Ход
военных действий. Оборона Севастополя. Итоги Крымской войны.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
1. Какое место заняла Крымская война в истории России – её внешней
политике, военной истории, внутреннем развитии?
2. Почему оборона Севастополя считается единственной для русской
армии светлой страницей всей Крымской войны?
Тема
8.
Гибель Содержание
империи
Первая русская революция 1905-1907 гг. Первая мировая война и её
значение для российской истории: причины, предпосылки, ход военных
действий (Брусиловский прорыв), расстановка сил. Февральская
революция и Брестский мир. Октябрь 1917 г. как реакция на
2
ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04, ОК 05,
ОК 06, ОК 09
2
4/2
2
2
2
4/2
2
2
2
4/2
2
ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04, ОК 05,
ОК 06, ОК 09
ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04, ОК 05,
ОК 06, ОК 09
ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04, ОК 05,
ОК 06, ОК 09
ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04, ОК 05,
ОК 06, ОК 09
ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04, ОК 05,
ОК 06, ОК 09
Тема 9. От великих
потрясений
к
Великой победе
Тема 10. Вставай,
страна огромная
Тема 11. В буднях
великих строек
происходящие события: причины и ход Октябрьской революции.
Гражданская война.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
1. Что общего и в чем разница революционных событий 1905 г. и февраля
1917 г.?
2. Сформулируйте список дискуссионных вопросов по истории
гражданской войны в России. Проранжируйте их по степени
актуальности для современного российского общества.
Содержание
Новая
экономическая
политика.
Антирелигиозная
компания.
Коллективизация и ее последствия. Индустриализация. Патриотический
поворот в идеологии советской власти и его выражение в Великой
Отечественной Войне.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
1. «Культурная революция»: итоги, цена, последствия.
2. Объясните, удалось ли в конце 30-х гг. осуществить в СССР главную
идею социализма – достичь всеобщего социального равенства?
Содержание
Причины и предпосылки Второй мировой войны. Основные этапы и
события Великой Отечественной войны. Патриотический подъем народа
в годы Отечественной Войны. Фронт и тыл. Защитники Родины и
пособники нацистов. Великая Отечественная война в исторической
памяти нашего народа.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
1. Составьте сравнительную таблицу основных сражений второй мировой
войны и на этой основе определите роль и значение различных фронтов в
борьбе с Германией, Италией и Японией.
2.
Подготовить электронную презентацию «Герои Великой
Отечественной войны» или «Наш край в годы Великой Отечественной
войны».
Содержание
Геополитические результаты Великой Отечественной. Экономика и
общество СССР после Победы. Пути восстановления экономики –
процессы и дискуссии. Экономическая модель послевоенного СССР,
2
ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04, ОК 05,
ОК 06, ОК 09
2
4/2
2
2
2
6/4
ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04, ОК 05,
ОК 06, ОК 09
ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04, ОК 05,
ОК 06, ОК 09
ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04, ОК 05,
ОК 06, ОК 09
2
4
ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04, ОК 05,
ОК 06, ОК 09
4
4/2
2
ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04, ОК 05,
ОК 06, ОК 09
Тема
12.
От
перестройки
к
кризису, от кризиса
к возрождению
Тема 13. Россия. ХХI
век
идеи социалистической автаркии. Продолжение и последующее
сворачивание патриотического курса в идеологии. Атомный проект и
создание советского ВПК. План преобразования природы.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
1. Какие точки зрения существовали в кругах экономистов и политиков
СССР на характер послевоенного экономического развития? Какая из
этих точек зрения победила и почему?
2. Послевоенные годы СССР можно назвать «Трудное возрождение». Для
каких слоев советского общества этот период оказался самым трудным и
почему?
Содержание
Идеология и действующие лица «перестройки». Россия и страны СНГ в
1990-е годы. Кризис экономики – цена реформ. Безработица и
криминализация общества. Пропаганда деструктивных идеологий среди
молодёжи. Олигархизация. Конфликты на Северном Кавказе. Положение
национальных меньшинств в новообразованном государстве.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
1. А.И.Солженицыну принадлежит высказывание: «Спускаясь с вершины
тоталитаризма, нужно крепко держать поводья». Как вы думаете, что
подразумевает писатель под этими словами? Для чего эти поводья
нужны? Можем ли мы сказать, что Россия до сих пор спускается с этой
вершины?
2. Используя дополнительные источники и интернет-ресурсы, напишите
тезисный план «Социальная цена реформ»
Просмотр и обсуждение фильма о войне на Кавказе «Живи и веруй Русь!»
Содержание
Запрос на национальное возрождение в обществе. Укрепление
патриотических настроений. Владимир Путин. Деолигархизация и
укрепление вертикали власти. Курс на суверенную внешнюю политику:
от Мюнхенской речи до операции в Сирии. Экономическое возрождение:
энергетика, сельское хозяйство, национальные проекты. Возвращение
ценностей в конституцию. Спецоперация по защите Донбасса.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
2
ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04, ОК 05,
ОК 06, ОК 09
2
8/4
ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04, ОК 05,
ОК 06, ОК 09
4
4
ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04, ОК 05,
ОК 06, ОК 09…
4
6/2
4
2
ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04, ОК 05,
ОК 06, ОК 09
1. Разработайте в группах проекты программ по вопросу дальнейшего
развития России как свободного демократического государства.
Проведите их презентацию и обсуждение.
2. Докажите историческую бесперспективность существования в XXI в.
однополярного мира.
Тема 14. История Содержание
антироссийской
Ливонская война – истоки русофобской мифологии. «Завещание Петра
пропаганды
великого» - антироссийская фальшивка. Пропаганда Наполеона
Бонапарта. Либеральная и революционная антироссийская пропаганда в
Европе в XIX столетии и роль в ней российской революционной
эмиграции. Образ большевистской угрозы в подготовке гитлеровской
агрессии. Антисоветская пропаганда эпохи Холодной войны.
Мифологемы и центры распространения современной русофобии.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
1.Подготовка проблемно-тематических выступлений (сообщений) с
презентацией:
- Ливонская война – истоки русофобской мифологии.
- «Завещание Петра великого» - антироссийская фальшивка.
- антироссийская пропаганда Наполеона Бонапарта
- Либеральная и революционная антироссийская пропаганда в Европе в
XIX столетии и роль в ней российской революционной эмиграции.
- Образ большевистской угрозы в подготовке гитлеровской агрессии.
- Антисоветская пропаганда эпохи Холодной войны.
- Мифологемы и центры распространения современной русофобии.
2. Выпишите основные направления антироссийской пропаганды.
Тема
15.
Слава Содержание
русского оружия
Ранние этапы истории российского оружейного дела: государев
пушечный двор, тульские оружейники. Значение военно-промышленного
комплекса в истории экономической модернизации Российской Империи:
Путиловский и Обуховский заводы, развитие авиации. Сталинская
индустриализация. Пятилетки. ВПК в эпоху Великой Отечественной
Войны – всё для фронта, всё для победы. Космическая отрасль, авиация,
ракетостроение, кораблестроения. Современный российский ВПК и его
новейшие разработки.
2
4/2
ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04, ОК 05,
ОК 06, ОК 09
ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04, ОК 05,
ОК 06, ОК 09
2
2
ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04, ОК 05,
ОК 06, ОК 09
2
4/2
2
ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04, ОК 05,
ОК 06, ОК 09
В том числе практических занятий и лабораторных работ
1. Президент России В.В.Путин в интервью французской газете
«Фигаро» заявил: «Современная Россия никого не рассматривает в
качестве врага или противника». Если это так, то почему Россия
совершенствует различные виды вооружения?
2. Лента времени «Достижения советской науки»
Тема 16. Россия в Содержание
деле
Высокие технологии. Энергетика. Сельское хозяйство. Освоение
Арктики. Развитие сообщений – дороги и мосты. Космос. Перспективы
импортозамещения и технологических рывков.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
1. Предложите свою концепцию (макет) экспозиции залов «Великие
победы России». Какие залы вы бы предложили, какие предметы,
документы и фотографии вы разместили бы на стендах?
2. Лента времени «Достижения Уральского региона на современном
этапе.»
Промежуточная аттестация
Всего:
2
ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04, ОК 05,
ОК 06, ОК 09
2
4/2
ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04, ОК 05,
ОК 06, ОК 09
2
ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04, ОК 05,
ОК 06, ОК 09
2
8
80/44
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрен кабинет
«Социально-гуманитарных
дисциплин»,
оснащенный
в
соответствии
с п. 6.2.1.1 образовательной программы по специальности.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Основные печатные издания
1. Зуев, М. Н. История России ХХ - начала ХХI века : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / М. Н. Зуев, С. Я. Лавренов. — Москва : Издательство
Юрайт, 2022. — 299 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-01245-3. —
Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/491562 (дата обращения: 10.02.2022).
3.2.2. Основные электронные издания
1. История России XX - начала XXI века : учебник для среднего профессионального
образования / Д. О. Чураков [и др.] ; под редакцией Д. О. Чуракова, С. А. Саркисяна. — 3-е
изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 311 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-13853-5. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/467055 (дата обращения: 10.02.2022).
2. Сафонов, А. А. История (конец XX — начало XXI века) : учебное пособие для
среднего профессионального образования / А. А. Сафонов, М. А. Сафонова. — Москва :
Издательство Юрайт, 2022. –— 245 с. – (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-53412892-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/496927 (дата обращения: 10.02.2022).
3. История России с древнейших времен до наших дней : учебное пособие / А. Х.
Даудов, А. Ю. Дворниченко, Ю. В. Кривошеев [и др.] ; под. ред. А. Х. Даудов. - СПб : Изд-во
С.-Петерб. ун-та, 2019. - 368 с. - ISBN 978-5-288-05973-5. - Текст : электронный. - URL:
https://znanium.com/catalog/product/1081437 (дата обращения: 12.09.2022). – Режим доступа: по
подписке.
3.2.3. Дополнительные источники
1. Волошина, В.Ю. История России. 1917-1993 годы: учебное пособие для среднего
профессионального образования / В.Ю. Волошина, А.Г. Быкова. – 2-е изд., перераб. и доп. –
Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 242 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 9785-534-05792-8. – Текст: непосредственный.
2. История России. XX – начало XXI века: учебник для среднего профессионального
образования / Л.И. Семенникова [и др.]; под редакцией Л.И. Семенниковой. – 7-е изд., испр. и
доп. – Москва: Юрайт, 2020. – 328 с. - (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-53409384. – Текст: непосредственный.
3. История: учебное пособие / П.С. Самыгин, С.И. Самыгин, В.Н. Шевелев,
Е.В. Шевелева. – Москва: ИНФРА-М, 2020. – 528 с. – (Среднее профессиональное
образование). – ISBN 978-5-16-102693-9. – Текст: непосредственный.
4. Касьянов, В.В. История России: учебное пособие для среднего профессионального
образования / В.В. Касьянов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020.
– 255 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-09549-4. – Текст:
непосредственный.
5. Кириллов, В.В. История России: учебник для среднего профессионального
образования / В.В. Кириллов, М.А. Бравина. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство
Юрайт, 2021. – 565 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-08560-0. – Текст:
непосредственный.
6. Князев, Е.А. История России XX век: учебник для среднего профессионального
образования / Е.А. Князев. – Москва: Юрайт, 2021. – 234 с. – (Профессиональное образование).
–ISBN 978-5-534-13336-3. – Текст: непосредственный.
7. Крамаренко, Р.А. История России: учебное пособие для среднего
профессионального образования / Р.А. Крамаренко. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва:
Издательство Юрайт, 2020. – 197 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-53409199-1. – Текст: непосредственный.
8. Мокроусова, Л.Г. История России: учебное пособие для среднего
профессионального образования / Л.Г. Мокроусова, А. Н. Павлова. – Москва: Издательство
Юрайт, 2020. – 128 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-08376-7. – Текст:
непосредственный.
9. Некрасова, М.Б. История России: учебник и практикум для среднего
профессионального образования / М.Б. Некрасова. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт,
2020. – 363 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-05027-1. – Текст:
непосредственный.
10. Прядеин, В.С. История России в схемах, таблицах, терминах и тестах: учебное
пособие для среднего профессионального образования / В.С. Прядеин; под научной редакцией
В.М. Кириллова. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 198 с. – (Профессиональное
образование). – ISBN 978-5-534-05440-8. – Текст: непосредственный.
11. Санин, Г.А. Крым. Страницы истории: пособие для учителей общеобразовательных
организаций / Г.А. Санин. – Москва: Просвещение, 2015. – 80 с. – ISBN 978-5- 09-034351-0. –
Текст: непосредственный.
12. Степанова, Л.Г. История России. Практикум: учебное пособие для среднего
профессионального образования / Л.Г. Степанова. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 231
с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-10705-0. – Текст: непосредственный.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Методы оценки
Перечень знаний, осваиваемых в рамках учебной дисциплины
основные периоды истории Демонстрация знания об основных Экспертное
экономического, наблюдение и
Российского государства, ключевые тенденциях
и
культурного оценивание
социально-экономические процессы, а политического
знаний
на
развития России.
также даты важнейших событий
Демонстрация знания об основных теоретических
отечественной истории;
источниках информации и ресурсов занятиях.
имена героев Первой мировой, для решения задач и проблем в Оценивание
выполнения
Гражданской, Великой Отечественной историческом контексте.
войн,
исторических
личностей, Демонстрирование знания о приемах индивидуальных
и
групповых
внесших значительный вклад в структурирования информации.
Демонстрация знания о формате заданий.
социально-экономическое,
оформления результатов поиска
политическое и культурное развитие информации.
России в XX – начале XXI века;
Демонстрирование
знания
о
ключевые события, основные возможных
траекториях
развития
в
даты и этапы истории России и мира в личностного
соответствии
с
принятой
системой
XX – начале XXI века; выдающихся
ценностей.
деятелей отечественной и всемирной
Демонстрация знания о психологии
истории; важнейших достижений коллектива психологии личности.
культуры, ценностных ориентиров;
Сформированность знаний о роли
основные этапы эволюции науки, культуры и религии в
и
укреплении
внешней политики России, роль и сохранении
национальных
и
государственных
место
России
в
общемировом
традиций.
пространстве;
Демонстрация знания о сущности
основные тенденции и явления гражданско-патриотической
в культуре; роль науки, культуры и позиции.
религии в сохранении и укреплении Демонстрация
знания
об
национальных и государственных общечеловеческих ценностях.
Демонстрация знания о содержании
традиций;
Россия накануне Первой и назначении важнейших правовых и
законодательных
актов
мировой
войны.
Ход
военных государственного
значения.
действий.
Власть,
общество, Сформированность
знаний
о
экономика, культура. Предпосылки перспективных
направлениях
и
основных проблемах развития РФ на
революции;
Февральская революция 1917 современном этапе.
года.
Двоевластие.
Октябрьская
революция. Первые преобразования
большевиков. Гражданская война и
интервенция. Политика «военного
коммунизма». Общество, культура в
годы революций и Гражданской
войны;
Нэп. Образование СССР.
СССР в годы нэпа. «Великий
перелом».
Индустриализация,
коллективизация,
культурная
революция.
Первые
Пятилетки.
Политический строй и репрессии.
Внешняя политика СССР. Укрепление
Обороноспособности;
Великая Отечественная война
1941-1945 годы: причины, силы
сторон,
основные
операции.
Государство и общество в годы войны,
массовый героизм советского народа,
единство фронта и тыла, человек на
войне. Нацистский оккупационный
режим,
зверства
захватчиков.
Освободительная миссия Красной
Армии.
Победа
над
Японией.
Решающий вклад СССР в Великую
Победу. Защита памяти о Великой
Победе;
СССР в 1945-1991 годы.
Экономические развитие и реформы.
Политическая система «развитого
социализма».
Развитие
науки,
образования, культуры. «Холодная
война» и внешняя политика. СССР и
мировая социалистическая система.
Причины распада Советского Союза;
Российская Федерация в
1992-2022 годы. Становление новой
России. Возрождение Российской
Федерации как великой державы в XXI
веке. Экономическая и социальная
модернизация.
Культурное
пространство и повседневная жизнь.
Укрепление
обороноспособности.
Воссоединение
с
Крымом
и
Севастополем. Специальная военная
операция.
Место
России
в
современном мире.
Перечень умений, осваиваемых в рамках учебной дисциплины
отражать понимание России в Демонстрация
умения Подготовка
мировых политических и социально- ориентироваться в современной выступлений с
экономических процессах XX - начала экономической, политической и проблемноXXI века, знание достижений страны и
тематическими
ее народа; умение характеризовать
историческое значение Российской
революции, Гражданской войны,
Новой экономической политики,
индустриализации и коллективизации
в СССР, решающую роль СССР в
победе над нацизмом, значение
советских
научно-технологических
успехов, освоения космоса; понимание
причин и следствий распада СССР,
возрождения Российской Федерации
как мировой державы, воссоединения
Крыма с Россией, специальной
военной операции на Украине и
других важнейших событий XX –
начала XXI века; особенности
развития культуры народов СССР
(России);
анализировать
текстовые,
визуальные источники исторической
информации,
в
том
числе
исторические
карты/схемы,
по
истории России и зарубежных стран
XX – начала XXI века; сопоставлять
информацию,
представленную
в
различных
источниках;
формализовать
историческую
информацию в виде таблиц, схем,
графиков, диаграмм;
защищать
историческую
правду, не допускать умаления
подвига народа при защите Отечества,
готовность
давать
отпор
фальсификациям российской истории;
составлять
описание
(реконструкцию)
в
устной
и
письменной форме исторических
событий, явлений, процессов истории
родного края, истории России и
всемирной истории XX - начала XXI
века и их участников,
образа жизни людей и его изменения в
Новейшую эпоху; формулировать и
обосновывать собственную точку
зрения (версию, оценку) с опорой на
фактический материал, в том числе
используя источники разных типов;
выявлять
существенные
черты
исторических
событий,
явлений,
процессов;
систематизировать
историческую
информацию в соответствии с
культурной ситуации в России и
мире.
Демонстрирование
умения
распознавать задачу и/или проблему
в историческом контексте.
Демонстрация
умения
анализировать
задачу
и/или
проблему в историческом контексте
и выделять ее составные части.
Демонстрация умения оценивать
результат
и
последствия
исторических событий.
Сформированность
умений
определять
задачи
поиска
исторической информации.
Демонстрация умения определять
необходимые
источники
информации.
Демонстрация
умения
структурировать
получаемую
информацию.
Демонстрация умения выделять
наиболее значимое в перечне
информации.
Демонстрация умения оценивать
практическую
значимость
результатов поиска и умения
оформлять результаты поиска.
Сформированность
умения
выстраивать
траекторию
личностного
развития
в
соответствии с принятой системой
ценностей.
Демонстрация
умения
организовывать и мотивировать
коллектив
для
совместной
деятельности.
Демонстрация умения излагать свои
мысли в контексте современной
экономической, политической и
культурной ситуации в России и
мире.
Демонстрирование
умения
осознавать личную ответственность
за судьбу России.
Демонстрация умения проявлять
социальную
активность
и
гражданскую зрелость.
Демонстрирование
умения
применять
средства
информационных технологий для
решения поставленных задач.
сообщениями
(докладами,
презентациями).
заданными критериями; сравнивать
изученные исторические события,
явления, процессы;
осуществлять с соблюдением
правил
информационной
безопасности поиск исторической
информации по истории России и
зарубежных стран XX – начала XXI
века в справочной литературе, сети
Интернет,
СМИ
для
решения
познавательных задач; оценивать
полноту и достоверность информации
с точки зрения ее соответствия
исторической действительности;
–
характеризовать
места,
участников, результаты важнейших
исторических событий в истории
Российского государства;
соотносить год с веком,
устанавливать последовательность и
длительность исторических событий;
давать оценку историческим
событиям и обосновывать свою точку
зрения с помощью исторических
фактов и собственных аргументов;
применять
исторические
знания в учебной и внеучебной
деятельности,
в
современном
поликультурном, полиэтничном и
многоконфессиональном обществе;
демонстрировать патриотизм,
гражданственность,
уважение
к
своему
Отечеству
—
многонациональному
Российскому
государству, в соответствии с идеями
взаимопонимания, согласия и мира
между людьми и народами, в духе
демократических
ценностей
современного общества.
Сформированность
умения
анализировать
правовые
и
законодательные
акты
регионального значения.